Роковая любовь Врубеля

Врубель бессмертен. Его нельзя с кем-то перепутать, как и нельзя пройти мимо. От его картин захватывает дух, от его картин дрожь по телу.

Врубель. Царевна-Лебедь. Фрагмент.

Любимый художник русской живописи, представитель символизма, Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года.

Современники говорили о нем, что Врубель был удивительно интеллигентным и кротким человеком, талантливым и духовно одаренным. При этом жил он небогато, если не сказать бедно. 

Михаил Врубель.

Для меня Врубель — это в некотором смысле Чехов в литературе, который кстати говоря, родился на четыре года позже Врубеля в 1860 году. Оба отличались врожденной интеллигентностью, тяге к эстетству, были талантливы и под кожей чувствовали искусство, которое умели так тонко и искусно преподнести публике.

Несмотря на очевидное дарование в изобразительном искусстве с раннего возраста, Врубель поступает на юридический факультет в Петербургский университет, так как ни он, ни его родители не думали о карьере художника в то время. Будучи студентом, Врубель всерьез увлёкся философией, а именно теорией эстетики Канта, которая и повлияла на выбор дальнейшего пути развития будущего художника.

В 24 года он входит в Академию художеств, где берет уроки у самого мастера Чистякова, —  великого учителя великих учеников, среди которых художники Репин, Серов, Суриков и Васнецов. 

Михаил Врубель так и не закончил Академию официально, несмотря  на яркий талант и на успехи во время учебы. Повлиял на планы Врубеля профессор Прахов, который осенью 1883 года по рекомендации Чистякова приглашает Михаила Врубеля в Киев для реставрации Кирилловской церкви. 

Годы жизни и творчества художника, проведенные в Киеве в дальнейшем окажутся роковыми в судьбе Врубеля.

Поселившись на даче у профессора Прахова, Врубель приступает к росписи в Кирилловской церкви и к реставрации фигуры ангела в куполе Софийского собора. 

По роковому стечению обстоятельств Врубель влюбляется в жену своего покровителя Эмилию Прахову, женщину необыкновенной красоты, с огромными голубыми глазами. На момент знакомства ему было 28 лет, ей 35. У Эмилии уже было трое детей — Елена, Николай и Ольга.

Выйдя замуж за профессора искусствоведения Адриана Прахова в 16 лет, она закончила Консерваторию по классу фортепиано и хорошо разбиралась в искусстве.

По воспоминаниям современников «Эмилия была необычайно умна и остра на язык, образована и эксцентрична».

Она становится его музой и вдохновительницей. Именно ее лицо мы сейчас наблюдаем на многих его картинах, в том числе на картине «Богоматерь с младенцем».

Голова Эмилии Праховой. Зарисовка.
Врубель. Богоматерь с младенцем. 1885 год.
Эмилия в образе Богоматери. Фрагмент.

Так как любовь была запретной, Врубель страдал и впадал в безумие, у него начались эпилепсические припадки и обнаружилась склонность к суицидальным поступкам.

Из разговора со своим современником, художником Константином Коровиным, когда тот заметил белые шрамы на груди у Врубеля:

Я резал себя ножом. Поймете ли вы? — Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались.

Ходили слухи, что Врубель даже сватался к Эмилии Праховой с желанием стать ее законным мужем, несмотря на ее официальный статус матери семейства.  Причем он объявил о своем намерении жениться на ней не только Эмилии Львовне, но и ее мужу Адриану Викторовичу.

Стоит ли добавлять, что профессор Адриан Прахов определенно побаивался Врубеля. 


На фоне личных переживаний  Врубель страдает от душевного кризиса, который находит отголоски и в его творчестве. Именно в этот период он переезжает в Москву и приступает к работе над главным творением, которое обессмертило его имя, над образом Демона.

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 год. Третьяковская галерея, Москва.

Тема мистики преследовала Врубеля. В «Демоне сидящем» художник воплотил собирательный образ запредельного зла, манящей неизвестности и статичного безумия, коим является задумчивый Демон, размышляющий о жизни.

Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона. Однако на мой взгляд, картину можно отнести к кубизму, с точки зрения особенности техники и прорисовки элементов геометрическими мазками, характерными для этого направления.

Врубель. Демон.

Целая серия Демонов был создана Врубелем. Только взгляните, сколько энергии и невысказанного в этом демоническом взгляде. Врубеля вообще можно назвать «художником, отражающим душу». Он символически обращал особое внимание выражению глаз, делая на них акцент в своем творчестве.

Врубель. Гадалка. 1895 год.

С будущей женой Врубеля знакомит его московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства Надежда Забело была примадонной частной Русской оперы, к слову принадлежащей самому С. Мамонтову. Брак художника состоялся, ознаменовав для Врубеля начало нового творческого пути.

Михаил Врубель с супругой.

В 1900 г. композитор Н. Римский-Корсаков презентует публике оперу «Царевна-Лебедь». Врубель создает эскизы костюмов для актеров и пишет одноименную картину. В то время как главную партию Царевны-Лебедя в опере исполняет жена художника Нина Забело.

Образ Эмилии Праховой вновь прослеживается и в этой картине. Те же глаза, нос и губы. Образ внеземной божественной Царицы, с крыльями белого лебедя и с короной на голове — такой он представлял ее до конца своих дней. Его личный Демон, преследовавший Врубеля всю жизнь.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900 год. Третьяковская галерея. Москва.

Величественная «Царевна-Лебедь» Врубеля несмотря на всю свою грацию и чистоту, обладает невероятно пристальным и манящим взглядом. В этом и заключался талант художника - сочетать несочетаемое, передавая чувства на холст.


У Врубеля была одержимость мистицизмом. Некоторые искусствоведы полагают, что именно интерес к мистицизму и последствия душевных терзаний свели художника в могилу в возрасте 54 лет.

Михаил Врубель. Сирень. 1900 год.

Последние годы своей жизни, Врубель провел в психиатрической больнице в Петербурге. Больной и слепой, художник полностью потерял зрение и представлял собой жалкое зрелище.

Его супруга Нина Забело до последнего вздоха навещала художника в психиатрической больнице и пела, пела только для него. Врубель это очень любил.

По словам современников голос у нее был «Ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок, … льющийся».


Эмилия Прахова пережила Врубеля на 17 лет.

Уйдя от мужа, она поселилась в той же самой квартире в Киеве, в которой когда-то жил художник. Свою дочь она попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой Михаил Врубель. Дочь просьбу выполнила.


*Текст в блоге моего авторства. Любое копирование материала данной статьи без разрешения запрещено.

Buy for 100 tokens
— С чем у Вас ассоциируется белый цвет? — У меня с монохромностью, простотой и чистотой. Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год. Так ли прост белый цвет, каким кажется на первый взгляд? — Белый холст при смешивании красок на нем, становится черным. С точки зрения излучаемого…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened