Страшный суд в интерпретации Мемлинга, Микеланджело, Васнецова

В эпоху Средневековья как никогда верили во Второе пришествие, поэтому почти в каждой церкви висело изображение Христа, —  Грозного Судии, милостивого и карающего.

Ганс Мемлинг. Страшный Суд. Алтарь Якопо Тани. 1473.

«Страшный суд» в интерпретации представителя Северного Возрождения Ганса Мемлинга напоминает каждому верующему о неизбежности Страшного суда. Картина призывает оценить свою земную жизнь и определить свое место в день Второго пришествия: либо рай, изображенный на картине слева, либо же ад,- в правой стороне.

В картинах Страшного суда всегда присутствуют два противоположных полюса: Царство Света — врата, ведущие в рай, куда войдут праведники, и Царство Тьмы — пасть адова, где будут обречены на вечные страдания грешники.

В центре архангел Михаил, отделяющих души праведников от тех, кто погряз в грехах.

Рогир Ван дер Вейден. Страшный суд. 1446- 1452. Капелла госпиталя, Бон.

В интерпретации Рогира Вейдена, живописца Северного Возрождения, предстают ошеломляющие подробности Страшного суда. Композиция делится на два яруса. В верхней части, охваченной огнём, восседает Христос Судия. Правой рукой он благословляет праведников, левой — отстраняет грешников. Ниже — Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся о спасении душ. 

В центре архангел Михаил, он отделяет праведников от грешников.


У Микеланджело «Страшный суд» изображен в лучших традициях итальянского Ренессанса. Огромная фреска, покрывшая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане.

Микеланджело. Страшный суд. 1537- 1541. Сикстинская капелла, Ватикан.

Условно композицию можно поделить на три части:  Верхняя часть — летящие ангела, с атрибутами Страстей Христовых. Центральная часть — Дева Мария и Христос между блаженными. Нижняя часть — воскрешение мертвых.

Христос и Дева Мария в центре композиции

Христос на фоне белых облаков, без красной мантии, в образе обнаженного героя, обладающего физической красотой и мощью. 

Фигуру Христа Микеланджело писал 10 дней. Его нагота вызвала осуждение. Более того, Микеланджело вопреки традиции изображает Христа безбородым.


В картине русского живописца Виктора Васнецова, представителя классицизма, «Страшный суд» обнаруживает в себе смягчающиеся черты, подчеркивающие веру и надежду на Божье прощение.

Васнецов. Страшный суд. 1885-1896. Третьяковская галерея, Москва.

«Страшный суд» был написан Васнецовым для оформления Владимирского Собора в Киеве. На небесах расположен Христос, лицо которого озарено гневом, рядом с ним Богоматерь и Иоанн Богослов. В центре архангел Михаил, наделенный Васнецовым роковым черным цветом, как символ неминуемого суда. 

Перед Богом все равны, — показывает Васнецов, демонстрируя одинаковые условия для суда как Царей, так и бедных крестьян. 


*Текст в блоге моего авторства. Публикация данной статьи без моего разрешения запрещена.

Buy for 100 tokens
— С чем у Вас ассоциируется белый цвет? — У меня с монохромностью, простотой и чистотой. Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год. Так ли прост белый цвет, каким кажется на первый взгляд? — Белый холст при смешивании красок на нем, становится черным. С точки зрения излучаемого…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened