Category:

Ошибочная перспектива "Бара Фоли-Бержер"

Открытый в 1869 году, бар Фоли-Бержер был первым парижским кабаре по адресу улица Риша 32. Это был музыкальный зал, в котором средний класс Парижа собирался вместе для захватывающих развлечений, таких как балет, акробатика, кабаре, пантомима, оперетта.

Эдуард Мане часто посещал заведение и в итоге представил картину. На ней изображена девушка за стойкой  бара перед зеркалом, отражающим сидящую публику, которая наблюдает акробатическое выступление. 

Французский поэт Ги де Мопассан охарактеризовал атмосферу в баре следующим образом: «Девушки за стойкой были продавцами напитков и любви».

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер. 1881-1882 гг. Масло, холст. 96 * 130 см. Институт Искусства Курто. Лондон.

Бар «Фоли-Бержер» последняя крупная картина Эдуарда Мане, выставленная им на Парижском салоне в 1882 году. Размеры картины  достигают 96 на 130 сантиметров, или же 37,8 на 51,2 дюйма.

Мане сделал эскизы в самом баре, но завершающая работа над картиной была проделана в студии художника. Девушку за стойкой бара Эдуард Мане срисовывал с барменши Сьюзан, которая работала в самом заведении.


«Бар Фоли-Бержер» выдержал обвинения критиков в ошибочной перспективе.

На первый взгляд кажется, что разодетая публика сидит на заднем плане за приближающейся к зрителю девушкой. В правом же углу картины, мы можем ошибочно увидеть вторую барменшу, изображенную к нам спиной.

На самом деле на картине изображена лишь одна девушка. Ту, что мы видим в правой части— это ее отражение, которое узнается по слегка поддавшейся вперед позе, принимающей заказ девушки и золотом браслете на правой руке.

В предварительном исследовании масляного слоя картины, голова барменши повернута вправо, таким образом отражения в зеркале за спиной находятся в понятном положении. 

В итоговом варианте, однако, барменша смотрит в сторону зрителя из центра  картины, в то время как ее отражение смещено вправо, и ее клиент появляется в отражении в крайнем верхнем углу холста. 

Эти отражения не могут быть логически понятыми. Рентгеновские снимки картины показывают, что первоначально ее формы были близки к формам первоначального наброска картины, выполненными Мане.

Первоначальный набросок картины «Бар Фоли-Бержер» Эдуарда Мане выглядел следующим образом:

Эдуард Мане. Первоначальный набросок Бара "Фоли-Бержер", 1881-1882. Частная коллекция. Лондон.

Расхождения между основным изображением и отражением были введены во время исполнения картины и были, таким образом, совершенно преднамеренными. Эти искажения казались еще более неожиданными для зрителей 19 века. Мане последовательно избегал легко читаемых композиций, чтобы передать яркое чувство действительности.

Однако, существует и другая теория преднамеренного создания Мане эффекта зазеркалья.

Бар Фоли-Берже был модным заведением среди парижского общества, где проститутки открыто открывали свою торговлю. Статус барменши был амбивалентен: они находились в основном там, чтобы подавать напитки, но сами были потенциально доступны и для клиентов. Картина Мане с ее умышленным искажением воспринимаемой действительности, кажется предначертана для того, чтобы продемонстрировать именно это.


На картине «Бар Фоли-Бержер» Мане нарочито оставил и другие скрытые смыслы. Посмотрите на верхний левый угол картины, в которой вы увидите пару зеленых туфелек на двух бледных ногах, стоящих на качелях. Это акробат, ускользающий от глаз зрителя.

На стойке бара справа от бутылки с красным вином расположена такая же коричневая, с красным треугольником на этикетке. Это логотип компании Bass Brewery, первой зарегистрированной торговой маркой Великобритании, созданной в 1777 году и до сих пор существующей.


Композиция картины «Бар Фоли-Бержер» - самая экстремальная работа Мане с точки зрения воспринимаемой действительности. 

Искусствовед Малкольм Парк создал фотографическую реконструкцию и диаграмму к картине, чтобы выявить что на самом деле происходит на картине Мане.

Парк сделал заключение, что зритель это не мужчина, стоящий у стойки бара, которого мы видим в отражении. А некто, подходящий к бару с правой стороны, таким образом не отображающийся в зеркале.

Однако, даже эти знания не разрешают вопросов эмоциональных намерений Эдуарда Мане, которые художник воплотил в картине «Бар Фоли-Бержер».


Картина принадлежит постоянной экспозиции зала импрессионистов Института Курто в Лондоне.

В настоящее время «Бар Фоли-Бержер» можно посмотреть в Национальной галерее Лондона, в рамках временной экспозиции с 17.09.2018 по 20.01.2019 гг., наряду с другими импрессионистами галереи Курто .


*Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения запрещено.

Buy for 100 tokens
Последние несколько десятилетий аукционные торги в Сотбис прошли под девизом «русских сезонов». С каждым годом обнаруживается все больше редких предметов искусства, антиквариата и живописи, скульптуры и посуды, ювелирных украшений русского происхождения. Стали узнаваемыми…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened