Categories:

Такой простой и сложный белый цвет

 С чем у Вас ассоциируется белый цвет?  

— У меня с монохромностью, простотой и чистотой. 

Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год.
Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год.

Так ли прост белый цвет, каким кажется на первый взгляд? — 

Белый холст при смешивании красок на нем, становится черным. С точки зрения излучаемого цвета, белый цвет это весь цветовой спектр, собранный вместе. 

Белый цвет пропускаемый через призму.
Белый цвет пропускаемый через призму.

Для создания глубокого сложного белого цвета художнику следует задействовать тончайшие оттенки всей палитры.

Прибегая к живописи старых мастеров, на примере картин Рембрандта, в качестве преобладающей цветовой палитры мы наблюдаем сосредоточение различных оттенков охры, коричневого и пламенеюще-красного.

Рембрандт. Купальщица.
Рембрандт. Купальщица.
Рембрандт. Еврейская невеста. 1665 год.
Рембрандт. Еврейская невеста. 1665 год.

Начиная с 20 века художники стали писать картины, содержащие в себе только белый цвет. Одноцветные картины, более известные как монохромные, появились благодаря новому течению —  абстракционизму, взявшему бразды правление в то время.

Использование только  белого цвета кажется художественной крайностью и противостоит смыслу живописной идее. Возможно поэтому для некоторых современных художников это стало символом всего, что считается сложным и элитарным в отношении современного искусства.


Шозо Шимамото. Дыры. 1954 год.
Шозо Шимамото. Дыры. 1954 год.

Японский модернист Шозо Шимамото (1928 — 2013 гг.) в своих картинах играет различными техниками и текстурами. В данном случае отверстия были сделаны из слоев наклеенных газет, что позволило Шозо передать многослойность произведения.

Шимамото создал серию однотипных работ во время послевоенной американской оккупации Японии в 1950 году. Контраст между деликатностью белого и насилием над картиной в виде дыр отражает разрушение японской культуры после Второй мировой войны.

Баланс между двумя силами — разрушительной и созидательной —  был ключевым элементом в работе художественного объединения Гутаи, основателем котором являлся Шозо Шимамото.

Шозо Шимамото. Дыра 11.
Шозо Шимамото. Дыра 11.

Концептуалист, итальянец Пьеро Мандзони (1933 — 1963 гг.) как и другие современники хотел избавиться от повествовательного содержания в живописи. В 1957 году он начал производить «Ахромы», которые он описал как единую непрерывную поверхность, из которой исключены все лишние и все возможные интерпретации.

Мандзони начал с замачивания своих полотен в каолине мягкой фарфоровой глине, используемой для изготовления фарфора. Каолин устранял цвет до желаемого белого и благодаря весу  материала вызывал естественное провисание, создавая складки по всей поверхности холста.

Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год.
Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год.

Решение художников ограничить себя одним белым цветом и диапазоном белых оттенков  открывает богатую и разностороннюю форму исследования. Это привлекает внимание  к различным техникам, материалам, текстурам, поверхностям, структурам и формам и подчеркивает восприимчивость белого к свету и тени.

Сквозь призму белого цвета художники исследуют философские, духовные и религиозные стороны белого, которые в некоторых культурах могут предполагать созерцание, пустоту или бесконечное пространство.

Представленный таким образом, белый цвет становиться самостоятельным и обретает иной смысл.


*Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения Автора запрещено.

Buy for 100 tokens
Последние несколько десятилетий аукционные торги в Сотбис прошли под девизом «русских сезонов». С каждым годом обнаруживается все больше редких предметов искусства, антиквариата и живописи, скульптуры и посуды, ювелирных украшений русского происхождения. Стали узнаваемыми…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened