for_artaddicted (for_artaddicted) wrote,
for_artaddicted
for_artaddicted

Categories:

Витебский авангард. Шагал, Лисицкий, Малевич

Каждый их трех выдающихся художников стремился к созданию «левого искусства», которое обозначало новаторское искусство.


Открытие в 1919 году школы Марка Шагала совпало с политическими и социальными изменениями в обществе.


За пять лет после октябрьской революции 1917 года Витебск трансформировался в лабораторию абсолютно нового искусства








Преподаватели ВНХУ. Витебск. 26 июля 1919 года. Слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм.





Витебское Народное Художественное Училище (ВНХУ) официально открылось 28 января 1919 года в особняке, конфискованном у банкира. На инаугурации Марка Шагала в качестве директора школы присутствовали 120 студентов, преимущественно из еврейских семей среднего класса.


Благодаря введению системы свободных мастерских, живописи могли обучаться даже выходцы из самых бедных слоев общества. При том, что школа стремилась обеспечить высокий уровень преподавания во всех стилях.


Среди учителей и учеников в разные годы в Витебской школе побывали такие художники как Вера Ермолаева, Николай Суетин, Илья Чашник, Лазарь Хидекель и другие.









Николай Суетин. Скетчи. 1921 год.










Илья Чашник. Супрематическая композиция. 1923 год.



Шагал очень ответственно подходил к выбору преподавателей.

Когда первый состав покинул школу весной, на его замену пришли Юдель Пэн, который будучи академистом был преподавателем и у Шагала, Давид Якерсон, возглавляющий обучение скульптуре и Иван Пуни, — один из лидеров футуристического движения.









Иван Пуни. Красная скрипка. 1919 год.













Эль Лисицкий и Казимир Малевич. Лето 1920 год.


В мае 1919 года к школе присоединился Лазарь Лисицкий.

Здесь он берет псевдоним Эль и создает один из известнейших творений — плакат в технике литографии —  «Клином красным бей белых».









Эль Лисицкий. Клином красных бей белых. 1919-1920 гг.



В октябре 1919 года к Витебскому центру художеств примкнул еще один известный художник - Казимир Малевич, к тому времени уже заявивший о себе «Черным квадратом».


По мнению Шагала, привлечение к школе Малевича было блестящей идеей,  так как он как никто другой способствовал развитию нового постреволюционного направления в живописи, быстро развивающегося среди тогдашней молодежи, - супрематизма.








Казимир Малевич и Эль Лисицкий. Эскиз оформления занавеса для заседания Комитета по борьбе с безработицей. 1919 год.





Помимо создания совместных работ в супрематическом направлении, Лисицкий и Малевич при поддержке других единомышленников объединяют своих учеников созданием группы «Уновис».


Среди последователей Малевича были такие молодые супрематисты как Илья Чашник и Нина Коган, к слову которые изначально приехали в Витебск на учебу к Шагалу, однако перешли в группу Малевича.


При том, что формально Шагал оставался начальником Малевича.




Работы Марка Шагала этого периода:








Марк Шагал. Слева: Двойной Портрет с Бокалом Вина. 1917 - 1918 гг. Справа: Кубистский пейзаж. 1919 год.









Марк Шагал. Автопортрет. 1919 год.









Марк Шагал. Пожилой мужчина в очках. 1920 год.






В январе 1920 года произошло раздвоение Витебской школы, основанной Марком Шагалом, которая изначально была направлена на развитие всех направлений в живописи, выделением группы «Уновис», сконцентрированной на супрематизме во главе с Казимиром Малевичем и Элем Лисицким.




Для сравнения Супрематические работы того же периода Малевича и Лисицкого.









Эль Лисицкий. ПРОУН 1Д. 1919 год.









Эль Лисицкий. ПРОУН. 1922 год.









Казимир Малевич. Супрематическая Композиция. 1919-1920 гг.







Вернувшись из очередной командировки в Витебск в мае 1920 года Шагал обнаруживает растяжку над входом в свое училище с надписью «Супрематическая академия».


25 мая последние ученики Шагала объявляют о своем намерении перейти в студию к супрематистам во главе с Малевичем.


5 июня Марк Шагал уже покидает родной Витебск, не смирившись с предательством своих учеников, выбравших супрематическое направление.


Однажды, когда я в очередной раз уехал доставать для школы хлеб, краски и деньги, — вспоминал Шагал, — мои учителя подняли бунт, в который втянули и учеников...И вот те, кого я пригрел, кому дал работу и кусок хлеба, постановили выгнать меня из школы. Мне надлежало покинуть ее в двадцать четыре часа.



Спустя три года в мае 1922 состоялся первый и единственный выпуск Витебского народного училища группы «Уновис» во главе с Казимиром Малевичем.

*Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения Автопа блога запрещено.


Tags: Витебская школа живописи, Иван Пуни, Илья Чашник, Казимир Малевич, Марк Шагал, Николай Суетин, Эль Лисицкий, авангард, левое искусство, русский авангард, супрематизм
Subscribe
Buy for 100 tokens
Последние несколько десятилетий аукционные торги в Сотбис прошли под девизом «русских сезонов». С каждым годом обнаруживается все больше редких предметов искусства, антиквариата и живописи, скульптуры и посуды, ювелирных украшений русского происхождения. Стали узнаваемыми…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments