Дада, или дадаизм - авангардное течение в искусстве начала 20 века

Дадаизм, или дада — авангардное течение в искусстве во времена Первой Мировой войны, которое просуществовало с 1916 по 1923 годы.

Зародившись в Цюрихе, дадаизм как эпидемия прошелся по всей Европе, включая главные мировые культурные центры. Францию, куда он пришел в 1920-е годы, соединившись с лидирующим в то время сюрреализмом и Германию, где правил экспрессионизм. В Россию дадаизм пришел в то время, когда движение уже практически сошло на нет.

Рауль Хаусманн. Коллаж дада. 1920-1921 гг.

Возник дадаизм как катастрофическое последствие результатов Первой Мировой войны. После которой жизнь казалась бессмысленной, а моральные и физические потери невосполнимыми. Дадаизм перечеркнул всю историю искусства до войны, разрушив нормы эстетического восприятия культурных ценностей.

Тотальный нигилизм — так характеризовали главную цель основоположники дадаизма.


Название движения появилось, когда основоположник поэт Тристан Тцара и его приятель Хуго Балль, написавший манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе в 1916 году, остановились на слове «дада» благодаря словарю Ларусса. Простое выражение «дада» понравилось им тем, что оно по сути не обозначает ничего конкретно.

Основоположники дадаизма. Ханс Арп, Тристан Тцара, Ханс Рихтер. 1918 год. Цюрих.

Так, по-французски — это любимое занятие, детская игрушка в виде лошади, по-немецки — «будь добр, слезь с моей шеи», по-русски — двойное утверждение. Последнее является особо значимым, так как по мнению Т. Тцара русские —  прирожденные дадаисты.

Хотя как утверждал основоположник дадаизма Тристан Тцара это слово ничего не означает, и главное не слово, а что под ним подразумевается.

Он говорил: «Нормальное состояние человека есть дада». И добавлял, «дадаизм нельзя понять, его нужно пережить».

Дадаисты выражались посредством протеста установленным общепринятым нормам как в обществе, так и в культурной среде. Они отрицали логические законы в живописи с помощью введения своих анархических взглядов и идей.


Во Франции один из признанных лидеров дадаизма был художник-авангардист Франсис Пикабиа (22 января 1879 — 30 ноября 1953). 

В период с 1915 по 1925 годы во время Первой Мировой войны Ф. Пикабиа находился в Нью-Йорке и Цюрихе, где совместно с другим дадаистом Марселем Дюшаном организовывает авангардистский альманах «391», для которого пишет блестящие статьи и создает рисунки.

Ключевые работы художника в этом направлении — «Редчайшая картина на земле» и «Сватовство».

Франсис Пикабиа. Редчайшая картина на земле. 1915 год.
Франсис Пикабиа. Сватовство. 1917 год.

В первой половине 1920-х годов кроме масляных красок Пикабиа использовал и эмалевые. Кроме живописных работ, как и другие дадаисты Пикабиа экспериментировал с составлением коллажей.

Франсис Пикабиа. Коллаж Неудачник. 1920 год.

Франсис Пикабиа вошел в историю как один из самых разноплановых и изменчивых художников.

Известная реплика, принадлежащая Ф. Пикабиа: «Наши головы круглы, чтобы мысли могли менять направление».


В 1919 году в Берлине был создан клуб «Дада», куда входили немецкие художники-экспрессионисты разных политических взглядов — Георг Гросс, Отто Дикс, братья Хартфилд, Рауль Хаусманн и другие.

В Берлине дадаизм имел политическую направленность, что особенно ярко проявлялось в фотоколлажах Рауля Хаусманна, а также в социальной сатире Отто Дикса и Георга Гросса.

Рауль Хаусманн.

Политический ангажированный оттенок дадаизм приобретает благодаря злой социальной сатире немецких экспрессионистов Отто Дикса и Георга Гросса. 

Георг Гросс. Республиканские автоматоны. 1920 год.
Георг Гросс. Пасмурный день. 1921 год.
Отто Дикс. Игроки в скат. 1920 год.

В русском дадаизме весомый след оставил Василий Кандинский (16 декабря —13 декабря 1944 гг.). Картины художника были оценены немецкими дадаистами и выставлены в 1917 году в галерее «Дада».

В. Кандинский считается основоположником абстрактного экспрессионизма, цель которого заключалась в освобождении искусства от логических законов и контроля разума. 

В. Кандинский. Смутное. 1917 год.
Василий Кандинский. Голубой сегмент. 1921 год.

Среди других русских дадаистов можно выделить Казимира Малевича, Алексея Моргунова, Александра Родченко и Ольгу Розанову.

Алексей Моргунов. Футуристическая композиция. 1915 год.
Ольга Розанова. На улице. 1915 год.

Русского поэта Владимира Маяковского также можно отнести к дадаистам.

К моменту революции 1917 года в России молодой 22-летний Маяковский был уже ключевой фигурой тогдашнего течения, которое ставило перед собой задачи создания нового общества в соответствии с принципами футуризма.


* Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения запрещено.

Buy for 100 tokens
— С чем у Вас ассоциируется белый цвет? — У меня с монохромностью, простотой и чистотой. Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год. Так ли прост белый цвет, каким кажется на первый взгляд? — Белый холст при смешивании красок на нем, становится черным. С точки зрения излучаемого…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened