Тема кабаре в европейской живописи конца 19 - начала 20 вв.

Кабаре было популярной формой развлечения в Европе в конце 19 начале 20 веков. В 1881 году одним из первых было основано кабаре «Мулен Руж» на улице Монмарт в Париже.

Отсюда и французское происхождение названия — cabaret. Существующее и сохранившее известность до наших дней «Мулен Руж» было местом, где многие художники черпали свое вдохновение. 

Анри де Тулуз-Лотрек. Мулен Руж, Ла Гулю. 1891 г.
Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат "Японский диван".

Среди них французский постимпрессионист  Анри де Тулуз-Лотрек (24 ноября 1864 — 9 сентября 1901), большая половина творчества которого поcвящена теме кабаре. Именно Тулуз-Лотрек один из первых увлекся рисованием рекламных плакатов для афиш, или литографией, с изображением кабаре «Мулен Руж».

Тулуз-Лотрек. Танцующая Марселла Лендер. 1895 г.
Анри Тулуз-Лотрек. Ша-У-Као в Мулеж Руж.

Аристократ от рождения, Анри де Тулуз-Лотрек вырос в кругу богатой французской знати. Однако полученная травма в 14 лет сделала его карликом. Физический недостаток изменил судьбу Тулуза-Лотрека. Вместо того, чтобы вести праздный образ жизни как подобается графу, с посещением охоты и балов, он стал художником.

Анри де Тулуз-Лотрек жил в самом злачном месте Парижа, в районе Монмарта, наблюдая жизнь французских кабаре изнутри и ведя соответствующий образ жизни. Натурщиками для своих работ ему служили танцовщицы «Мулен Руж» Ла Гулю и Жанна Авриль, певица Иветта Гильбер, клоунесса Ша-У-Као и другие постояльцы кабаре.

Тулуз-Лотрек. Танцовщица Ла Гулю с подругами в Мулен Руж. 1892 г.
Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен Руж. 1892 г.

В это время молодые немцы все чаще посещали Париж с целью попасть в кабаре. Переняв французский опыт, группа единомышленников во главе с бароном Эрнстом фон Вольцогеном в 1901 году открывают первое в Веймарской Германии кабаре. К слову, на 20 лет позже французов. Кабаре получило название «Убербреттль, или Пёстрый театр».

Атмосферу немецкого кабаре в Веймерской республике хорошо передала немецкая художница-экспрессионистка и иллюстратор Жанна Маммен (21 ноября 1890 — 22 апреля 1976). 

Жанна Маммен. Рыжеволосая. 1920 г.
Жанна Маммен. Перед выступлением. 1920 г.
Жанна Маммен. Перед выступлением. 1928 г.

Родившись в Берлине, Жанна Маммен выросла в Париже, где она и переняла узнаваемые мотивы французских постимпрессионистов. В 20-е годы Маммен регулярно сотрудничала с глянцевыми и сатирическими журналами, создавая для них иллюстрации.

Когда Гитлер пришел к власти, журналы в которых она работала либо были закрыты, либо были вынуждены подчиняться нацистской идеологии. В непростое для художницы время Жанна Маммен выжила, продавая поддержанные книги на улице. Возобновила она свою художественную практику только после Второй Мировой войны.

Жанна Маммен. Женщина с абсентом в Мулен Руж. 1908-1914 гг.
Жанна Маммен. Скучные куклы. 1929 г.

В Веймарской республике кабаре было преимущественно сатирическим, пародирующим социальные и политические ситуации. 

Приватная обстановка  внутри кабаре создавала социальную атмосферу, совершенно отличную от традиционного концертного или театрального зала, главными целями которых было привлечь широкую аудиторию. Кабаре же было построено на толерантных ценностях, отражающих то, как немецкие артисты вовлечены в международную культуру.


*Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения запрещено.


Buy for 100 tokens
— С чем у Вас ассоциируется белый цвет? — У меня с монохромностью, простотой и чистотой. Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год. Так ли прост белый цвет, каким кажется на первый взгляд? — Белый холст при смешивании красок на нем, становится черным. С точки зрения излучаемого…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened