Скандальные картины в истории живописи

Французский живописец, один из родоначальников импрессионизма, Эдуард Мане (1832-1883) был своего рода первооткрывателем и бунтарем среди импрессионистов, открыто демонстрируя женскую фигуру в ее обнаженном виде.

Кажется, я должен создать обнаженную натуру. Итак! Я сделаю одну!
ЭДУАРД МАНЕ. Завтрак на траве. 1862-1863 гг. Масло, холст, 208 * 264, 5. Дар Этьена Моро-Нелатона, 1906 г.

На картине «Завтрак на траве» изображен пикник на свежем воздухе, построенный по пирамидальной схеме, вершину которой представляет собой купальщица, окунувшаяся в речке. 

Композиция навеяна классическими произведениями Тициана и Рафаэля.

Справа в профиль изображен щеголь, одетый в серые брюки, яркий галстук, завязанный большим бантом, с тростью и с плоской шляпой с бахромой. Он беседует с другим мужчиной, которого Мане списал со своего брата Гюстава Мане. Оба абсолютно не обращают внимания на сидящую рядом с ними обнаженную.

В то время как женщина, лицо которой автор списал со своей музы Виктории Меран, в упор смотрит на зрителя. Ее нагота наводит на разные мысли и вызывает определенные фантазии. 

Лягушка, которую Мане изобразил внизу картины неспроста, намекает на «нравственность» обнаженной натурщицы Виктории Меран: лягушками называли проституток.


Выставленная на Салоне отверженных в 1863 году картина стала всеобщим посмешищем из-за своей предполагаемой непристойности и стиля. Строгое жюри отвергло картину, тем не менее она получила мировую известность.

Какая-то голая уличная девка, писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах.

Картина была дарована Этьеном Моро-Нелатоном в 1906 году парижкому  Musee d'Orsay, где находится до сих пор.


Немногие знают, что Мане написал еще одну версию картины «Завтрак на траве», которую мне удалось наблюдать в частной коллекции The Courtland Gallery в Лондоне.

Edouard Manet. Le Dejeuner sur l'herbe, 1863-68. Oil on canvas. 89,5 * 116, 5 cm. Samuel Courtland Trust: Courtland Gift, 1932

Эта маленькая версия известной картины, написана в более фривольной и свободной форме. 

Рентгеновское исследование обеих картин показало, что вторая версия картины является точной копией большого холста, поскольку она не показывает значительных изменений во время ее исполнения. 

Тогда как большая версия была сильно изменена: первоначально она включала открытую перспективу на заднем плане.


Эдуард Мане и его муза Виктория Меран шокировали парижскую общественность 19 века еще одной картиной «Олимпия».

В 1865 году на Парижском Салоне разразился чуть ли не самый крупный за всю его историю скандал. Перед картиной даже пришлось выставить вооруженную охрану, чтобы разъяренная публика не испортила полотно.

Любимая натурщица Мане Виктория Меран символизирует тут проститутку, которой один из поклонников передает букет цветов.

Эдуард Мане. ОЛИМПИЯ, 1863 г. Масло, холст, 130 * 190 cm.

Многочисленные признаки эротизма и отсутствия нравственности (черная кошка, украшения, туфля без задника) подчеркивают вызывающий характер этого полотна.

Некоторые искусствоведы полагают, что прототипом «Олимпии» послужила самая обсуждаемая куртизанка тех лет Маргарита Белланже, любовница Наполеона Третьего.


Изображая лежащую обнаженную, Мане вновь прибегает к классическому сюжету, подобно Тициану и его «Венеры Урбинской».

Черная кошка, изображенная около обнаженной Олимпии,  символ сексуальной распущенности.

На картине Мане она на том же месте, что и на полотне Тициана собака — символ супружеской верности.

ТИЦИАН. Венера Урбинская. 1534 год.

Картина «Олимпия» Эдуарда Мане была подарена государству путем публичной подписки по инициативе Клода Моне в 1890 году.

В настоящее время картина находится в зале импрессионизма в Musee d'Orsay в Париже.


*Текст блога авторский. Любая публикация материала без моего разрешения запрещена.

Buy for 100 tokens
Последние несколько десятилетий аукционные торги в Сотбис прошли под девизом «русских сезонов». С каждым годом обнаруживается все больше редких предметов искусства, антиквариата и живописи, скульптуры и посуды, ювелирных украшений русского происхождения. Стали узнаваемыми…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened