Category:

"Голубой период" Пикассо и трагическое событие, послужившее ему началом

В творчестве испанского художника, неутомимого новатора и экспериментатора Пабло Пикассо выделяется его так называемый «голубой период». Который, кстати говоря, мне особенно по душе.

Главный шедевр «голубого периода» картина «Жизнь».

Символическое наполнение картины делает ее невероятно загадочной. Карлос Касагемас, изображенный с прижавшейся к нему любовницей, главный герой «голубого периода» Пикассо. Что означает присутствие старой женщины с новорожденным младенцем, закутанным в складки ее покаянной ризы? Возможно это образ матери друга художника, которая была уже мертва в момент трагических событий. Ее взгляд сурово смотрит на пару, в то время как Касагемас с выражением вины и отчаяния указывает пальцем в небо в знак предопределенности своей судьбы. Между двумя противостоящими фигурами расположены две композиции, символизирующие печаль и боль. Одна из них напоминает работы Гогена, другая — Ван Гога.

Пабло Пикассо. Жизнь. 1901 год.

Карлос Касагемас - друг Пикассо, с которым они познакомились и были практически неразлучны в период, когда в 1899 году Пикассо (за три года до смерти Карлоса) вернулся из Мадрида в Барселону.

* Карлос Касагемас, безответно влюбленный в их общую приятельницу Жермен Гаргалло,  заканчивает жизнь самоубийством. Собрав в кафе компанию друзей, он выстреливает сначала в Жермен и, будучи уверенным, что убил ее, стреляет в себя. Жермен осталась жива, ранение Карлоса оказалось смертельным.

Пикассо был настолько шокирован смертью друга, чувствуя в этом и свою вину. Зная о невменяемости Касагемаса, он не смог предотвратить необратимость событий. После трагической кончины Касагемаса в 1901 году, Пабло Пикассо посвящает умершему другу несколько картин. 

Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса. 1901 год.

С 1901 года творчество Пабло Пикассо на фоне смерти друга окрашивается в голубые тона. Художник посвящает свое творчество теме людской немощи, страданиям и боли. Словно пытаясь отыскать через картины несуществующие ответы на земные вопросы.

Так на картине  «Две сестры» Пикассо изобразил вместе монахиню и шлюху. Это мирской аналог посещения Девой Марией Святой Елизаветы, построенный на строгой симметрии форм.

Пабло Пикассо. Две сестры. 1902 год.

«Старый еврей с мальчиком», «Слепой» и «Старый гитарист» — воплощение немощи у Пабло Пикассо.

Скорченный силуэт старого еврея, вылепленный игрой света, подчеркивает каждую вену на теле, каждую косточку под его кожей (1). Страдания старого гитариста передаются в изломанных линиях его истощенного тела (2). Сила слепого заключается в его огромной руке, которая словно ветвь сухого дерева, ищет кувшин (3). 

(1) Пикассо. Старый еврей с мальчиком. 1903 год.
(2) Пикассо. Старый гитарист. 1903 год.
(3) Пикассо. Слепой. 1903 год.

Драматическая кульминацией «голубого периода» Пабло Пикассо является портрет одноглазой Селестины. Один из самых известных персонажей испанского театра, созданный Фернандо де Рохасом.

Лицо Селестины завораживает реализмом, совершенно не скрывающим физический недостаток — бельмо на глазу и ужасную алчность во взляде.

Пабло Пикассо. Селестина (Женщина с бельмом). Март 1904 год.

Портрет «Женщины с бельмом» становится одной из последних работ «голубого периода» Пикассо, закончившегося в марте 1904 года. 

Посмотреть картины Пабло Пикассо, представленные в статье, можно в Музее художника в Барселоне.


*Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения запрещено.

Buy for 100 tokens
— С чем у Вас ассоциируется белый цвет? — У меня с монохромностью, простотой и чистотой. Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год. Так ли прост белый цвет, каким кажется на первый взгляд? — Белый холст при смешивании красок на нем, становится черным. С точки зрения излучаемого…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened