Хронология одного Модного брака. Или история о том, как не нужно жениться

Знакомьтесь, Уильям Хогарт (1697 - 1724 гг.) - английский художник, представитель направления рококо в живописи. Социальную сатиру в своих работах Хогарт использовал с целью нравственного воспитания человека и искоренения его пороков. Подробнее о последних мы и поговорим с вами сегодня.

Уильям Хогарт. Автопортрет. 1745 год.

В 1743 — 1745 гг. Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак», остроумно высмеивающих высшее общество 18 века. 

Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчету.

Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена первая. Брачный контракт.

Сцена первая. Брачный контракт. 

Две семьи изображены на картине. С правой стороны та, у которой нет денег. С левой стороны — состоятельная и зажиточная семья. Будущие супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. 

Отец жениха, граф Сквандер держит в руках свиток с изображением  генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты получит связи в высшем обществе. 

Собаки, изображенные на картине, — символ пророчащий печальный конец этого предприятия. 


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена вторая. Вскоре после свадьбы.

Сцена вторая. Вскоре после свадьбы. 

Утро из жизни супружеской пары. Проведя весь вечер за игрой в карты супруга энергично и радостно подтягивается. Супруг, судя по костюму и шляпе, все ночь провел вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка. У ног — сломанная шляпа, как возможный намек на импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченный счета.

Фрагмент второй сцены. Молодая супруга в экстазе.

В отличие от мужа графиня бодра и весела. Сидит в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке виднеется влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и с помощью карманного зеркальца, дает сигнал кому-то находящемуся за пределами картины.

Развал в доме, неоплаченный счета и безразличие молодых супругов друг к другу. Так рисует Хогарт первые дни брака между обедневшим аристократом и дочерью богатого буржуа.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена третья. Визит к шарлатану.

Сцена третья. Визит к шарлатану.

К доктору-шарлатану по имени де ла Пилюль приходит молодой супруг с любовницей и ее матерью. Судя по черному пятну на шее, виконт болен венерическим заболеванием, сифилисом. Доктор ранее прописал виконту ртутные пилюли, которые не помогли. Коробочки в руках держит в руках доктор и девочка. Виконт с требованием нового лекарства угрожающе приподнял трость, а мать девочки держит в руках нож.

Очевидно, что это не визит вежливости.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена четвертая. Будуар графини.

Сцена четвертая. Будуар графини.

Утренний туалет графини, принимающей гостей и  кокетничающей со своим любовником адвокатом Сильвертангом. Тем самым, кого мы видели в первой сцене. Со свадьбы уже прошло некоторое время, о чем свидетельствует коралловая соска на спинке стула графини, намекающая что графиня уже стала матерью.

Слуга-негритенок в правом углу держит в руках статуэтку Актеона с рогами — символ обманутого мужа. В комнате присутствуют и другие намеки на супружескую неверность графини,— картины на стене.


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена пятая. Дуэль и смерть графа.

Сцена пятая. Дуэль и смерть графа.

Графиня со своим любовником адвокатом снимают комнату в доме для тайных встреч. Граф, следивший за ними, ворвался в комнату и застал супругу за изменой.

Было решено выяснить отношения с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли граф получил смертельное ранение, его соперник - адвокат убежал через окно.

Графиня стоит на коленях и просит у мужа прощение. На стене висят картины «Суд Соломона» и «Портрет куртизантки».


Уильям Хогарт. Модный брак. Сцена шестая. Смерть графини.

Сцена шестая. Смерть графини.

Прочитав в газете, что адвокат Сильвертанг казнен, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице ребенка черное пятнышко, указывающее на сифилис, доставшийся ей от умершего отца. Кроме того, девочка хромает на одну ногу. Так художник подчеркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет.

Отец графини снимает с ее пальца обручальное кольцо. Символ нищеты и разрухи — собака тянется к пище на столе.


Полюбоваться серией картин «Модный брак» можно в Национальной галерее в Лондоне.

Искусство Хогарта, безусловно, несет в себе завуалированную мораль, которую каждый воспримет по-своему.

Интересно узнать, как вы относитесь к этой истории. Поделитесь личным опытом.

Buy for 100 tokens
Последние несколько десятилетий аукционные торги в Сотбис прошли под девизом «русских сезонов». С каждым годом обнаруживается все больше редких предметов искусства, антиквариата и живописи, скульптуры и посуды, ювелирных украшений русского происхождения. Стали узнаваемыми…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened