Category:

Это "уродливое" искусство

Во все времена женскую красоту воспевали и ей же вдохновлялись поэты, художники, люди творческие и не совсем.

В первой половине 20 века, с появлением новых направлений в живописи таких как экспрессионизм, кубизм, абстракционизм и сюрреализм, художники стали «баловаться» с фигуративной живописью, что привело к искажению форм, пропорций, вплоть до неузнаваемости лиц и фигур.

Если говорить об искусстве с эстетической точки зрения, а не как о стилистических направлениях, изменилось отношение к красоте в изначальном ее проявлении.

Воспетая когда-то классиками женская красота абсолютно деформировалась. В ней стали искать изъяны, над ней начали потешаться. Художники перестали идеализировать красоту женщин, более того стали показывать их такими какие они есть, «во всей красе».


Знаменитый любитель подшутить над пропорциями тела и даже в некотором смысле продемонстрировать изъяны, — Пабло Пикассо (1881-1973) и его серия картин.

Тонко прорисованный, колоритный бюст женщины, изображенной в профиль. 

Pablo Picasso, Buste de femme, 1907.

Вот, еще одна удивительно задумчивая и грациозная особа, и снова в профиль.

Pablo Picasso, La Liseuse, 1920.

К слову, у Пикассо была целая серия схожих работ с однотипными названиями и изображениями на них.

Picasso. La Pisseuse. 16 avril 1965.
Picasso. Две женщины, бегущие по пляжу. 1922.

Смотря на подобные картины я всегда задумываюсь над тем, что предшествовало такой интерпретации? Любовь к изъянам? К несовершенствам? Либо принятие женщины такой, какая она есть?

Как сильно художник должен восхищаться женской красотой, чтобы так честно и открыто продемонстрировать ее «уродство»?


Говоря о Пикассо невозможно не вспомнить его серию  картин «Купальщицы».

Симметрично построенная  композиция, отцентрированная обнаженным торсом мужчины, разделяющим ее на две части. В центре картины Пикассо изобразил свой автопортрет, искусно уменьшив свой рост по сравнению с другими купальщицами.

Идея «маленького человека» в сопоставлении себя рядом с  гипертрофированно увеличенными по размерам женщинами, изображенными по обеим сторонам от него.

Pablo Picasso. Купальщик и купальщицы. 1920-1921.

Испанский художник и скульптор Жоан Миро (1893-1983) также не отстал от тогдашнего течения. Его направление — абстрактное искусство, близкое к сюрреализму.

«Интерьер» Миро поистине достойный внимания шедевр.

Joan Miro. Interieur, juillet 1922 - printemps 1923.

Женщина, изображенная на картине, скорее всего кухарка. Озадаченное лицо и абсолютная диспропорция длины рук к длине ног, говорит о ее сложном бытие и непосильной тяжелой ноше в виде кошки и кролика, с которыми она удосужена уживаться в четырёх углах.

Как человек, повидавший огромное количество предметов искусства, с эстетическим взглядом на жизнь, мне при первом взгляде на работу бросаются в глаза крупные ступни ног. Проще представить стандартные пропорции тела.

Согласитесь, так было бы лучше.


После увиденного вспоминаются идеалы женской красоты в лучшем ее проявлении. Перед глазами встают сотни портретов классиков, живописцев эпохи Ренессанса,  прерафаэлитов, ценителей красоты. 

«Золотое сечение» Леонардо до Винчи, в конце концов, как краеугольный камень идеала человеческой  красоты.

Витрувианский человек. Леонардо да Винчи. 1490-1492.

Согласно теории «Витрувианского человека» Леонардо только идеальные пропорции тела человека позволяют позицию с разведенными ногами и руками вписать в круг, а с разведенными руками и сведенными ногами — в квадрат.

Леонардо да Винчи. Джоконда. 73 * 53 cm. 1503.

«Джоконда», она же «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи, — наглядный пример идеальных пропорций, согласно теории «Золотого сечения лица». 

Согласно ей, расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины всего лица, от линии волос до бровей составляет 1/3 длины лица, от кончика носа до линии бровей составляет 1/3 лица.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 54 * 39 cm. 1489 - 1490.

По мнению Леонардо и теории «Золотого сечения» именно так выглядят идеальные пропорции лица.


Немецкий художник-экспрессионист Отто Дикс (1891-1969) известен как автор эмоционально напряженных картин. 

В нацистской Германии его живопись отнесли к «дегенеративному искусству». Художник был вынужден тайно писать свои работы, уехав в деревню. 

Свое отношение к авангардному искусству Гитлер выразил в книге «Mein Kampf». Идеологическая дискредитация, запрет, прямые репрессии против создателей подобной живописи и уничтожение всяческих образцов «дегенеративного искусства». 

Otto Dix, Silvia von Harden, 1926.

Влияние феминизма, извращенная женственность в ее неправильном проявлении, свободные «американские» взгляды на  жизнь,  — как результат эмансипация женщины и известный всему миру «Портрет журналистки Сильвии фон Харден» Отто Дикса.

Вульгарная поза, преувеличенно длинные пальцы рук, короткая стрижка, оттопыренный подбородок, неправильный прикус, дымящая сигарета и клетчатое платье, — шокирующая картина  даже для современного общества.


Подведя итог, хочется верить, что такое гипертрофированно деформированное искусство и непропорциональность существует только на полотнах и в фантазиях художников. Сложно представить в жизни подобные параллели.

Все-таки женщина должна оставаться женственной. 

Согласитесь, это важно.


*Текст в блоге авторский. Публикация данной статьи без моего разрешения запрещена.

Buy for 100 tokens
Последние несколько десятилетий аукционные торги в Сотбис прошли под девизом «русских сезонов». С каждым годом обнаруживается все больше редких предметов искусства, антиквариата и живописи, скульптуры и посуды, ювелирных украшений русского происхождения. Стали узнаваемыми…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened