Что голландцы называли Vanitas?

Люблю голландских живописцев за их глубину и философский подход к живописи.

Виллем Калф. Натюрморт с рогом Гильдии стрелков Св. Себастьяна, раком и стаканами. Около 1653 года. Национальная галерея, Лондон.

В период Золотого расцвета голландской живописи в 17 веке появляется новый философский жанр, натюрморт «Vanitas», что в переводе с латинского означает «Суета сует», или же «Пустота».

Для этого жанра характерно наличие определенных предметов, таких как песочные часы, как символ отмеряющий человеческое время на этой земле сыплющемся песком- прахом, в который рано или поздно превращается все живое.

Или же череп, — откровенный символ окончания земного пути. О разложении плоти после умирания на картине голландских живописцев свидетельствовали фрукты, тронутые червоточиной или же цветы с опавшими лепестками.

Художники не забывали и подписать картину соответствующим образом:

Vanitas vanitasis et omnia vanitas. — Суета сует и все — суета.

Хармен ван Стенвейк. Аллегория тщеславия человеческой жизни. Около 1642. Национальная галерея, Лондон.

Название картины Хармена ван Стенвейка  «Аллегория тщеславия человеческой жизни» говорит сама за себя.

С точки зрения философского жанра Vanitas, ракушка, череп, книга, кинжал, — все что остается от земных богатств после жизни человека, какой бы успешный и титулованный он ни был. Ракушка как символ достатка и почета намекает именно на это. 

Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. Б. Паскаль.

Франс Халс. Портрет молодого человека с черепом (Ванитас). 1626 - 1628. Национальная галерея, Лондон.

Известный голландский портретист Франс Халс также не обошел стороной модное философское направление тех времен Vanitas.

 «Портрет молодого человека с черепом» его руки сложно охарактеризовать классическим портретом, с точки зрения портретного жанра.

Картина, скорее представляет собой традиционную для голландского искусства аллегорию Vanitas.  В философском смысле череп, как напоминание о смерти, свидетельствует о тщетности земной жизни и неминуемости ее окончания.


Представители голландского Золотого века оставили после себя огромное количество шедевров мировой живописи в различных направлениях. Из них самым философским является аллегорический жанр о смысле жизни и смерти Vanitas, что в переводе с латинского означает «Суета сует».

*Текст в блоге моего авторства. Копирование данной статьи без разрешения запрещено.

Buy for 100 tokens
— С чем у Вас ассоциируется белый цвет? — У меня с монохромностью, простотой и чистотой. Пьеро Мандзони. Ахром. 1958 год. Так ли прост белый цвет, каким кажется на первый взгляд? — Белый холст при смешивании красок на нем, становится черным. С точки зрения излучаемого…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened